Современная избирательная система России является относительно молодой. 24 сентября 2023 года исполняется тридцать лет с момента выхода Указа Президента Российской Федерации «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации», заложившего институциональные основы новой избирательной системы.
Современная российская избирательная система прошла сложный путь развития, первый этап которого пришелся на 1990-е гг.
В этот период в стране принимались законы, которые должны были регулировать организацию и проведение выборов на различных уровнях. 24 сентября 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» для проведения выборов в Государственную Думу и референдума по новой Конституции был создан специальный государственный орган.
Первым председателем ЦИК РФ стал Николай Тимофеевич Рябов, который занимал до этого должность заместителя Председателя Верховного Совета РФ. Он занимал данную должность с 24 сентября 1993 года по 14 ноября 1996 года. В ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в 1993 году впервые была использована смешанная система, которая применялась и на выборах в 1995, 1999, 2003 гг.
В 1990-е – 2000-е гг. благодаря развитию электронно-коммуникационных технологий в избирательном процессе стали применяться технические новации. В 1995 году была создана Государственная автоматизированная система РФ (ГАС «Выборы»), которая представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для автоматизации избирательных действий. Она включает учёт избирателей, автоматизацию всех избирательных процессов на всех этапах избирательной кампании, ввод сведений о кандидатах на выборные должности, статистическую обработку итогов голосования.
Второй этап развития избирательной системы пришелся на 2000-е – 2010-е гг. Он был отмечен разработкой и принятием законов, направленных на обеспечение единства системы публичной власти, предотвращение дезинтеграционных процессов. В 2004 году из-за теракта в Беслане произошел отказ от прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ. В 2005 году при выборах депутатов Государственной Думы был произведен переход к пропорциональной избирательной системе.
В 2001 году был принят Федеральный закон «О политических партиях», согласно которому политическая партия для того, чтобы попасть в Государственную Думу, должна была набрать 7% голосов избирателей.
Другим важным новшеством стало исчезновение с 2006 года графы «против всех», а также исключение порога явки избирателей. В октябре 2004 года председатель ЦИК РФ Александр Вешняков предложил установить ежегодный Единый день голосования на выборах регионального и местного уровней в марте (первое или второе воскресенье месяца), а также ввести резервный день в октябре. Данная идея была одобрена и в первый раз выборы в Единый день голосования прошли в 2006 году.
В 2000-е гг. в избирательный процесс внедрялись новые технологии. В 2003 году были внедрены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), предназначенные для автоматизированного подсчета голосов избирателей. Для голосования при помощи КОИБ используются бумажные бюллетени, которые сканируются и распознаются прибором, производящим подсчет голосов. Его применение привело к сокращению времени установления итогов голосования и минимизации влияния человеческого фактора при подсчете голосов. В 2006 году стали применятся комплексы электронного голосования (КЭГ). Они были предназначены для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования. Данное электронное устройство активизируется избирателем при помощи одноразовой карты со штрих-кодом.
Третий этап развития современной российской избирательной системы начался в 2012 году и продолжается в настоящее время. 22 декабря 2011 года Президент России Д.А. Медведев предложил «перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов». Была возвращена смешанная избирательная система при выборах депутатов Государственной Думы вместе с 5-процентным избирательным барьером. Были смягчены требования к кандидатам на президентских выборах от непарламентских партий и самовыдвиженцам. Регионы РФ получали право самостоятельно выбирать вариант избирательной системы при выборах в органы власти субъектов. 3 ноября 2015 года Государственная Дума приняла закон о переносе парламентских выборов и совмещении их с Единым днем голосования в сентябре. Единый день голосования с 2016 года проводится в третье воскресенье сентября – в год выборов в Госдуму, а в промежутке между парламентскими кампаниями – во второе воскресенье сентября.
28 марта 2016 года новым председателем ЦИК РФ стала Элла Александровна Памфилова. Она провела реформы в избирательной системе. В 2017 году на выборах федерального и регионального уровней были отменены открепительные удостоверения. На смену им пришла новая технология «Мобильный избиратель».
Она позволяла голосовать избирателям не только по прописке, но и по месту нахождения. Благодаря инициативе Памфиловой Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов получили возможность направлять наблюдателей на избирательные участки. Уже на выборах Президента РФ в марте 2018 года в помещениях для голосования, а также в территориальных избирательных комиссиях использовалась система видеонаблюдения и трансляция изображения в сети Интернет, увеличилось число применяемых на избирательных участках технических средств подсчета голосов, была применена технология QR-кодирования протоколов УИК об итогах голосования. В 2019 году на выборах в Московскую городскую Думу применялась система дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая показала свою эффективность и стала применяться в других субъектах РФ. ДЭГ проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или телефона.
Из-за начавшейся пандемии коронавируса по рекомендации Роспотребнадзора ЦИК были приняты особые противоэпидемиологические меры при проведении Общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ. Для безопасности российских избирателей было принято решение о проведении многодневного голосования с 25 июня по 1 июля 2020 года. Помимо традиционного посещения избирательного участка можно было отдать голос вне помещения для голосования (на придомовых территориях), а также было разрешено бесконтактное голосование на дому. 21 июля 2020 года Государственная Дума РФ приняла поправки в избирательное законодательство о трёхдневном голосовании на выборах в России. Закон о трёхдневном голосовании был принят, «исходя из той ситуации, которая сложилась, прежде всего, в связи с пандемией» по предложению ЦИК РФ.
Современная российская избирательная система использует лучшие мировые практики в сфере избирательного права. ДЭГ было применено в 2005 году в Эстонии, а в ряде стран также используется и многодневное голосование. В отличие от России во многих странах во время выборов происходят скандалы во время проведения электронного голосования из-за технических несовершенств и возникающих сбоев. В ряде стран (например, Швейцария и Норвегия) из-за этого отказались от применения ДЭГ. В одних странах общественное наблюдение законодательно не закреплено и на практике не реализуется. В данных странах либо национальное наблюдение отсутствует полностью, либо предусмотрено наблюдение только со стороны представителей кандидатов, либо содержится декларативное утверждение о возможности наблюдения со стороны любого избирателя, однако для организации такого наблюдения не созданы ни юридические, ни организационные условия. К числу этих стран относятся Германия, Франция, Италия, Испания, Швеция.
В США законодательно не регулируется участие в избирательном процессе общественных наблюдателей. Во многих американских штатах сотрудники избирательных комиссий сами решают вопрос о допуске или недопуске наблюдателя на участок. В настоящее время технологизация избирательного процесса позволяет расширить избирательные права граждан и модернизировать избирательное законодательство. Это делает российскую избирательную систему одной из наиболее технологических совершенных систем, применяемых в мировой практике.