В советское время Советы были избираемыми коллегиальными представительными органами публичной власти. Они стали полностью подотчетными партии ВКП(б). Коммунистическая партия принимала все решения единовластно, при этом не являлась государственной структурой.
Но с принятием Конституции 1977 года она официально закрепила положение партии, указав в статье 6, что
«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР»
В новой Конституции 1977 года, как и в Конституции 1936 года, имелась глава Избирательная система, которая утверждала, что выборы производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, участвуют в выборах, лишенными избирательных прав указывались лишь лица, признанные умалишенными. Изменения возрастного порога до 21 года относились только к кандидатам в депутаты Верховного Совета СССР.
В Конституции подчеркивалась близость Советов к народу, участие общественности в выдвижении и избрании депутатов. Она декларировала свободу обсуждений всех качеств кандидатов в депутаты и право агитации всеми доступными способами. Появились наказы для депутатов, но отсутствовали по ним отчеты и возможность досрочного отзыва избранника за неисполнение наказа.
Конституция гарантировала статус депутата, условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, неприкосновенность. Другие гарантии депутатской деятельности устанавливались Законом о статусе депутатов.
Не имея, по сути, реальной власти и не являясь органами местного самоуправления, Советы Ростовской области на местах сделали достаточно много для обустройства своих территорий: занимались решением социальных проблем, проводили мероприятия общественно-полезной трудовой деятельности и принимали меры по улучшению общественного порядка. Но этот опыт в конечном итоге, оказался невостребованным.