ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

   История становления парламентаризма в России, как системы организации государственной власти, основанной на принципах верховенства закона, разделения властей и ведущей роли парламента в политической жизни страны, условно делится на три основных этапа: дореволюционный (1906 – 1917 гг.), советский и современный. Начало последнего было связано с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года.

   История российского парламентаризма, как важнейшего института представительной власти в стране, насчитывает более 100 лет и берет свое начало с выборов в Государственную Думу Российской империи 1906 года. Первые четыре Государственные Думы в российской истории, действовавшие в условиях крайне нестабильной социально-экономической и политической ситуации начала XX века, не смогли решить поставленные перед ними задачи. Однако накопленный опыт политической борьбы и парламентской деятельности дореволюционного этапа позволяет установить историческую преемственность развития демократических традиций и принципа разделения властей в России.

Заседание сессии Верховного Совета РСФСР. На переднем плане депутаты от Ростовской области: В.П. Воронин, Ю.А. Жданов, А.В. Калинин, В.В. Скоков. 1985 г.

   В Советском Союзе органом представительной власти выступали Советы всех уровней. После принятия Конституции 1936 года функциями высшего законодательного органа был наделен Верховный Совет СССР. Однако парламентаризм советского периода имел номинальный характер и значительной роли не играл, лишь оформляя решения, принятие партийно-государственным аппаратом.

   Существенному реформированию советская политическая система подверглась в годы перестройки, на рубеже 1980-х – 1990-х гг., когда был учрежден Съезд народных депутатов – новый орган законодательной власти в СССР, а также осуществлен переход к системе альтернативных выборов.

   В начале 1990-х гг. формирование новой политической системы в России происходило в условиях острого политического кризиса осени 1993 года. После развала СССР крайне обострилось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти, представленными президентом России, с одной стороны, и Съездом народных депутатов, и Верховным Советом, – с другой. Согласно Указу президента Б. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», высшие законодательные органы – Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ, распускались и назначались выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, которые прошли 12 декабря 1993 года одновременно с референдумом по проекту новой Конституции.

Борис Николаевич Ельцин – первый президент Российской Федерации (1991 – 1999 гг.)

Обстрел Дома Советов в Москве. 4 октября 1993 г.

   На основе Конституции РФ 1993 года в России была сформирована новая система организации государственной власти. Согласно статьям Основного закона парламент Российской Федерации – Федеральное собрание, состоит из 2-х палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральное собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом страны. Наряду с функцией законотворчества Государственная Дума, формирующаяся путем всеобщих равных и прямых выборов, осуществляет парламентский контроль, решая вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты, утверждает ежегодный государственный бюджет, дает Президенту согласие на назначение Председателя Правительства РФ и др.

   С другой стороны, именно благодаря деятельности Государственной Думы, представляющей население страны в целом, реализуется значимое конституционное положение, закрепленное в Ст. 3 Конституции РФ:

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»

Зал заседаний Законодательного Собрания Ростовской области. 1998 г.

   Развитию парламентаризма на региональном уровне, в ряде субъектов РФ положил начало Указ Президента России 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому на местах стали избираться законодательные собрания и думы в количестве 15 – 50 человек. На Дону первые постсоветские выборы прошли в марте 1994 года, когда избирались депутаты в новый представительный орган власти Ростовской области – Законодательное Собрание и в другие представительные органы местного самоуправления.

   Избирательный процесс выборов депутатов в Государственную Думу обеспечивается на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который в период с 1993 по 2014 гг. неоднократно изменялся. Государственные Думы 1 – 4 (1993, 1995, 1999, 2003) и 7 созывов (2016) формировались на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой из 450 депутатов – 225 кандидатов избиралась сроком на 4 года по мажоритарной системе по одномандатным округам, а вторая половина – по пропорциональной системе по партийным спискам кандидатов. В Государственные Думы 5 – 6 созывов (2007, 2011) все 450 депутатов избирались по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов с процентным барьером в 7 %.

   В 2008 году срок действия полномочий Думы был продлен на год и составил 5 лет.

Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев во время голосования на выборах в Государственную Думу РФ VI созыва. 2011 г.

   На современном этапе развития российского парламентаризма Государственная Дума обладает необходимой законодательной базой и реальными политическими возможностями для проведения различных социально-экономических, правовых и политических преобразований, направленных на обеспечение общественно-политической стабильности в государстве.

   В 2021 году в течение нескольких дней голосования с 17 по 19 сентября граждане России выбирали депутатов Государственной Думы 8 созыва, а также высших должностных лиц и депутатов региональных парламентов 39 субъектов Российской Федерации. В целом, в выборах различных уровней участвовали 23 политические партии. Выборы в Государственную Думу 2021 года стали одной из самых конкурентных избирательных кампаний новейшего времени, когда на одно депутатское кресло претендовало 13 кандидатов.

   На избирательных участках в Ростовской области за соблюдением законности процедуры голосования следило около 10 тысяч наблюдателей, в том числе международные эксперты из Франции, Боснии и Герцеговины, Кении. Донские избиратели проявили высокую степень политической активности. Их явка на избирательные участки превысила средний показатель по стране, составив около 49 %. Возможностью удаленного голосования на портале Госуслуг воспользовались 250 тысяч жителей Донского региона. По итогам выборов лидирующие позиции уверенно заняла партия «Единая Россия», набрав около 52% процентов голосов. На втором месте – партия КПРФ. Во всех 7 одномандатных округах Ростовской области также лидируют кандидаты от партии власти. По словам председателя Избирательной комиссии Ростовской области Андрея Владимировича Бурова:

«Выборы состоялись и абсолютно легитимные, ни одно нарушение не повлияло на волеизъявление граждан».

   По итогам выборов с учетом результатов голосования по всей стране в Государственную Думу 8 созыва прошли 5 партий – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия – За правду», ЛДПР, «Новые люди». Партия «Единая Россия» получила 324 мандата, сохранив конституционное большинство в Госдуме.